Вторник, 27 февраля 2018 02:05

Колиформные бактерии в родниковой воде

koliformnie bakteriiСпециалисты отдела исследований и анализа сектор ветеринарно-санитарных исследований ФГБУ «Центральная научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория» в пробе воды природной (родниковой) обнаружили общие колиформные бактерии и термотолерантные колиформные бактерии.
Общие колиформные бактерии (ОКБ) и термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ) согласно СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения» должны отсутствовать в 100 мл питьевой воды.
ОКБ можно определять двумя методами: методом мембранных фильтров и титрационным (бродильным) методом. Исследование воды методом мембранных фильтров. Метод основан на фильтрации установленного объема воды через мембранные фильтры, выращивании посевов на дифференциально-диагностической среде и последующей идентификации колоний по культуральным и биохимическим признакам.
Титрационный метод исследования воды. Метод основан на накоплении бактерий после посева установленного объема воды в жидкую питательную среду, с последующим пересевом на дифференциально-диагностическую среду и идентификации колоний по культуральным и биохимическим тестам.
Общие колиформные бактерии не должны присутствовать в подаваемой потребителю очищенной питьевой воде, а их наличие свидетельствует о недостаточной очистке или вторичном загрязнении после очистки. Многие представители данной группы являются микроорганизмами нормальной  микрофлоры желудка, поэтому превышение данной группы микроорганизмов может говорить о возможно антропогенном (в т.ч. и фекальном) загрязнении воды.
ТКБ - термотолерантные колиформные бактерии определяют теми же методами, как и ОКБ, кроме последнего этапа идентификации, который проводится по ферментации лактозы на полужидкой питательной среде при 44,5°С. Число ТКБ характеризует степень фекального загрязнения воды водных объектов и косвенно определяет эпидемическую опасность в отношении возбудителей кишечных инфекций. Также, как и ОКБ являются индикаторной группой, однако более устойчивые в окружающей среде: вот почему обнаружение данной группы микроорганизмов в воде может говорить об однозначном загрязнении ее продуктами жизнедеятельности человека. Отбор проб для санитарно-микробиологических исследований должен проводиться с соблюдением правил стерильности и всех необходимых условий, регламентированных для каждого исследуемого объекта соответствующими нормативными документами.
Содержание в воде ОКБ, ТКБ может явиться причиной инфекционного заболевания, вызываемого кишечными палочками, характеризующиеся преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта с развитием интоксикации и диарейного синдрома, реже — генерализацией патологического процесса.