Пятница, 12 мая 2017 02:23

Бактерии рода Shigella в почве

ShigellaСанитарное состояние почвы - совокупность физико-химических, биологических свойств почвы, определяющих качество и степень ее безопасности в эпидемическом и гигиеническом отношении.
Состав микрофлоры почвы меняется в зависимости от ее глубины. В поверхностном слое почвы (0 - 10 см) количество микроорганизмов незначительно; это связано с губительным действием прямого солнечного света и низкой влажности почвы.

Максимальное количество микроорганизмов обнаруживается на глубине 10 - 30 см. На глубине 1 м выявляются единичные клетки бактерий. Наиболее богата микроорганизмами культурная возделываемая почва (до 5 млрд. клеток на 1 г почвы), наименее - почва, бедная влагой и органическими веществами (200 млн. клеток в 1 г).
Оценка санитарного состояния почвы проводится по результатам анализов почв  по санитарно-бактериологическим показателям, которые делятся на косвенные и прямые.
Косвенные характеризуют интенсивность биологической нагрузки на почву. Это - санитарно-показательные микроорганизмы: бактерии группы кишечной палочки (общие колиформные бактерии) и энтерококки. На свежее фекальное загрязнение почвы указывает наличие высокого индекса БГКП. Обнаружение энтерококков всегда свидетельствует о свежем фекальном загрязнении, каковы бы ни были другие показатели.
Прямые санитарно-бактериологические показатели эпидемической опасности почвы - обнаружение возбудителей кишечных инфекций (патогенные энтеробактерии).
Определение патогенных энтеробактерий родов Salmonella и Shigella в 1 грамме почвы осуществляется посредством использования метода накопления патогенных бактерий в средах обогащения с последующим пересевом на плотные селективные и дифференциальные среды с последующим изучением биохимических свойств выделенных культур и их серологическую идентификацию по методике.
Род шигеллы входит в семейство энтеробактерии (лат. Еnterobacteriaceae). Шигеллы (лат. Shigella) — род грамотрицательных, факультативно анаэробных бактерий.
Шигеллы названы в честь японского врача и микробиолога Киёси Шига (или Сига; 1871–1951), выделившего в 1897 году в чистом виде бактерии, относящиеся сегодня к виду shigella dysenteriae. Шигеллы имеют вид палочек без жгутиков, с закругленными концами размером 2–3 на 0,5–0,7 мкм. Не образуют спор и капсул. В почве шигеллы живут в течение 5–14 дней. При отсутствии солнечного света, повышенной влажности и умеренной температуре шигеллы сохраняют жизнеспособность в почве до 3 месяцев. Наиболее устойчивым к внешним воздействиям является вид шигелл shigella sonnei, наименее устойчивым — shigella dysenteriae. Шигеллы — являются возбудителями дизентерии.
Все виды шигелл могут являться возбудителями инфекционного заболевания — бактериальной дизентерии (называемой также шигеллезом), протекающего с явлениями интоксикации и преимущественным поражением дистального отдела толстой кишки. Наиболее благоприятные условия для развития шигелл — в поперечной ободочной и нисходящей ободочной кишках.
Заражение происходит фекально-оральным или контактно-бытовым путем. Переносчиками шигеллеза могут быть мухи и тараканы.
Почву оценивают как "чистую" без ограничений по санитарно-бактериологическим показателям при отсутствии патогенных бактерий и индексе санитарно-показательных микроорганизмов до 10 клеток на 1 г почвы.
О возможности загрязнения почвы патогенными энтеробактериями свидетельствует индекс санитарно-показательных микроорганизмов БГКП (колиформ) и энтерококков 10 и более клеток в 1 грамме почвы.
Перечень показателей определяется целями исследования, природой и интенсивностью загрязнения, характером землепользования.
Отбор проб осуществляется согласно ГОСТ 17.4.4.01-83 "Общие требования к отбору проб почвы"; ГОСТ 17.4.4.02-84 "Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа".
Отбор проб для бактериологического анализа проводится не менее 1 раза в год в местах возможного нахождения людей, животных, в местах загрязнения органическими отходами.
Пробы почвы, предназначенные для бактериологического анализа, в целях предотвращения их вторичного загрязнения следует отбирать с соблюдением правил асептики: отбирают стерильными инструментами, перемешивают на стерильной поверхности, помещая в стерильную тару. Время от отбора проб до начала их исследования не должно превышать 1 суток.
Специалисты отдела исследований и анализа сектор  ветеринарно-санитарных исследований ФГБУ «Центральная научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория»  проведут исследование почвы в соответствии с нормативными документами, например,  "Методы микробиологического контроля почвы. Методические рекомендации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24.12.2004 N ФЦ/4022). Настоящий документ является методической базой для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за санитарным состоянием почв населенных мест, сельскохозяйственных угодий, территорий курортных зон и отдельных учреждений. Документ предназначен для аккредитованных лабораторий в установленном порядке на право проведения указанных испытаний.