Понедельник, 13 августа 2018 16:45

Бутилированная вода

butilirovannaia vodaВ наши дни всё более популярной и востребованной становится питьевая бутилированная вода. Спрос всегда рождает предложение, однако эти предложения не всегда могут быть безопасными.
Бутилированная вода   продукт, представляющий собой воду, разлитую в стеклянные или пластиковые бутылки для розничного распространения.

В настоящее время в России основные требования по качеству и безопасности питьевой бутилированной воды определяются двумя нормативными документами:
- ГОСТ Р 52109-2003 «Вода питьевая, расфасованная в ёмкости. Общие технические условия»;
- СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества».
Для производства бутилированной питьевой воды может быть использовано сырье различного происхождения – как водопроводная вода, так и вода из подземных источников (артезианская или родниковая) и поверхностных (речная, озерная, ледниковая). Качество бутилированной воды зависит от фирмы-изготовителя. В основном бутилированная вода производится с помощью обратного осмоса, который задерживает 99,9% примесей, пропуская только молекулы воды. Потом такую воду, близкую к дистиллированной насыщают необходимыми микроэлементами. Главное преимущество такой воды – при ее производстве не используется хлор.
В зависимости от качества воды, расфасованную воду подразделяют на 2 категории:
первая категория - вода питьевого качества (независимо от источника ее получения) безопасная для здоровья, полностью соответствующая критериям благоприятности органолептических свойств, безопасности в эпидемическом и радиационном отношении, безвредности химического состава и стабильно сохраняющая свои высокие питьевые свойства. Напиток первой категории может быть добыт из разных источников;
высшая категория - вода безопасная для здоровья и оптимальная по качеству (из самостоятельных, как правило, подземных, предпочтительно родниковых или артезианских водоисточников, надежно защищенных от биологического и химического загрязнения).
Другими словами, если на упаковке написано «первая категория», есть вероятность, что это банальная водопроводная вода. Не случайно многие предприятия вносят уточнение на этикетку «артезианская».
Микробиологический анализ воды проводится в лаборатории и помогает оценить содержание в ней патогенных и санитарно-показательных микроорганизмов. Одни из них оказывают влияние только на органолептические свойства, а другие способны вызывать тяжелые инфекционные заболевания.
Основными микробиологическими показателями при проведении анализа воды являются:
• Общее микробное число (ОМЧ). Это количество бактериальных клеток, способных образовать колонии (колониеобразующие единицы - КОЕ), в 1 мл воды. Этот показатель позволяет оценить общий уровень микробиологического загрязнения воды.
• Общие колиформные бактерии (ОКБ) – показатель фекального загрязнения, который включает термотолерантные колиформные бактерии и поэтому обладает более высокой индикаторной надежностью в отношении возбудителей бактериальных кишечных инфекций.
• Глюкозоположительные колиформные бактерии (ГКБ) – это санитарно-показательная группа, которая объединяет помимо ОКБ и ТКБ еще и лактозоотрицательные бактерии семейства Enterobacteriaceae.
• Термотолерантные колиформные бактерии (кишечная палочка). Кишечная палочка – санитарно-показательный микроорганизм, который также может быть условно патогенным и при определенных условиях вызывать кишечные инфекции.
• Синегнойная палочка (Pseudomonas aeruginosa) - относится к условно-патогенным микроорганизмам при водном пути передачи. В расфасованных водах представляет опасность вследствие способности к интенсивному размножению в водной среде.
• Споры сульфитредуцирующих клостридий (СРК) - более устойчивы к обеззараживанию и действию неблагоприятных факторов окружающей среды, чем другие индикаторные бактерии. На основании этого свойства показатель рекомендован для оценки эффективности технологических процессов очистки воды. Обнаружение клостридий в воде указывает на недостаточную очистку.
• Колифаги - бактериофаги, которые заражают бактериальную клетку, размножаются в ней и убивают её. Обычно колифаги обитают в колиморфных бактериях. Бактериофаги являются индикаторами качества воды (степени очистки воды).
На любом предприятие должен быть организован производственный контроль качества расфасованных питьевых вод, который должен обеспечивать безопасность для здоровья человека при их производстве, транспортировании, хранении и реализации населению. Микробиологический контроль расфасованной воды должен проводиться в каждой партии, независимо от источника воды и способа водоподготовки.
К сожалению, при микробиологическом контроле бутилированной воды бывают случаи несоответствия требований безопасности. Количество обнаруженных в воде микробов превышает допустимое не только для бутилированной, но даже для водопроводной воды. Самое серьезное нарушение было обнаружено при испытаниях воды в ФГБУ ЦНПВРЛ, когда она не только не соответствовала нормам по общему содержанию микробов: при экспертизе в ней нашли... синегнойную палочку.
Синегнойная палочка известна как бактерия, которая вызывает различные гнойные поражения тканей у людей с ослабленным здоровьем, в послеоперационном периоде. Вызванная ею инфекция трудно поддается лечению, в некоторых случаях даже антибиотики не помогают. Попадание синегнойной палочки в кровь может привести к сепсису – заражению крови, гангрене. Однако присутствие синегнойной палочки в питьевой воде тоже небезопасно: у человека, употребляющего такую воду, возможны проявления острой кишечной инфекции (диарея, рвота). Но самое главное, ее присутствие – признак того, что вода или тара загрязнены. А ведь кулеры с водой установлены во многих общественных местах, в том числе в поликлиниках, больницах, детских садах, школах и т.д., и кто отвечает за безопасность этой воды?
Контроль готовой продукции должен проводиться независимой испытательной лабораторией. Кроме качества самой воды, подвергаются контролю возвратные емкости, укупорочные средства, производственные помещения.
ФГБУ ЦНПВРЛ окажет содействие в проведение производственного контроля, поскольку новейшее оборудование и технологии позволяют своевременно отслеживать любые малейшие отклонения и вовремя применять меры, что в свою очередь сводит к минимуму риск выпуска недоброкачественной продукции.